?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. См. все части: 1,   2,   3,   4,   5,   6,   7,   8,   9,   10,   11,   12,   13,   14,   15,   16,   17.   18.

Вера Августовна, какой мы ее помним

 

Вскоре Вера Августовна переехала в Академгородок и стала солисткой новосибирской Филармонии, разъезжая по всем городам страны с концертами. В Академгородке вокруг нее всегда было много народа. Люди приходили к ней домой, и она им играла. Эти домашние концерты вошли в привычку. В первые годы ее опекали супруги Ляпуновы.  Ей такая опека была очень нужна. Она была совершенно неприспособлена к советскому быту. И помогали, чем могли. Например, супруга Алексея Андреевича подарила ей шубу, а то она так бы и ходила зимой в демисезонном пальто. Близким другом стал и профессор Кирилл Алексеевич Тимофеев, который часто приходил к ней либо один, либо вместе с женой и водил к ней студентов НГУ и фымышат. Постоянно рядом была Татьяна Дмитриевна Третьякова. К Вере Августовне приходили знакомые и незнакомые ей люди. Заходили многие, но друзей было немного.

Вера Августовна Лотар-Шевченко жила вне быта. В ее квартире была необходимая мебель, но не более того. В большой комнате стоял рояль "Беккер", за который она постоянно присаживалась. Здесь она чувствовала себя уверенно. Соседи, зная, что она – пианистка, не возражали, хотя слышимость в доме была абсолютной. Ее любили, и ей помогали. Ничего от мещанского уюта в квартире не ощущалось – ни рюшечек, ни слоников... На стене висели афиши ее концертов, а над диваном была репродукция натюрморта Матисса. На тумбочке стоял проигрыватель, а на пластинках была, в основном, фортепианная музыка. На книжной полке – книги на всех европейских языках, но главным образом, на французском.

Я бывал в ее квартире редко и только вместе с женой, Любовью Николаевной. А вот Любочка, как ее звала Вера Августовна, – по крайней мере, с 1973 и до кончины Веры Августовны, – минимум пару раз в неделю. Если проходило больше 2-3-х дней, Вера Августовна звонила и говорила: «Любочка, ну где же Вы? Мне не с кем поговорить по-французски».

Покинув профсоюзный комитет в 1967 году, я стал по роду работы часто бывать в командировках в Москве и всегда привозил сыр «Русский камамбер», по вкусу, на самом деле, похожий на бри. Вера Августовна его обожала, а в Новосибирске в магазинах он не продавался. Любочка спешила принести ей этот сыр, как только я его привозил.

            В своей квартире Вера Августовна постоянно устраивала концерты. Приходили друзья. Кирилл Алексеевич Тимофеев приводил студентов и фымышат. И те, и другие знали ее, потому что она давала концерты и в ФМШ, и в НГУ. Любочка на таких концертах в ФМШ рассказывала о композиторах, об их произведениях. Она сопровождала в ФМШ Веру Августовну, а потом помогала ей добраться до дома.

            Иногда Вера Августовна давала тематические концерты в музыкальном салоне Дома ученых, и часто выражала недовольство качеством инструмента. Там и на самом деле был рядовой инструмент. 

о Вере Августовне Лотар-Шевченко

 О Вере Августовне писали и продолжают писать многие, но в большинстве те, кто ее не знал и пользовался рассказами других, домысливая их несуществующими подробностями, или видел ее пару раз, но потом считал себя едва ли не ее другом. Я не хочу полемизировать с ними, и пишу здесь только то, что знаю я или рассказывает Любочка со слов самой Веры Августовны или рассказывают люди, близко ее знавшие. И если со слов других людей, то я ссылаюсь на них. Вот, что она рассказывала сама о себе.

Юная Вера ЛотарОна родилась в 1900 году Ницце. Но эту дату она, конечно, сама , как истинная француженка, никогда не называла. Часто приводят другую дату – 1901 год. Но вот этого я точно не знаю.

 

Юная Вера Лотар

 

Во многих статьях, в т.ч. и в Википедии говорится, что родилась она в Турине, в Италии. Но мы с Любочкой помним, – что в Ницце. Фамилия отца Lothar, возможно, говорит, что он был родом из Лотарингии, где вместе живут и французы, и немцы. Вера Августовна хорошо знала немецкий язык, у нее в библиотеке было немало книг на этом языке. Отец ее был профессором математики в Сорбонне. Мать, по-видимому, испанка, блиставшая в высшем обществе, по словам Веры Августовны, была занята только собой и дочерью мало интересовалась. Татьяна Дмитриевна Третьякова, которая организовывала Вере Августовне концерты от филармонии в поселках и небольших городах Новосибирской области, по-видимому, имела возможность общаться с Верой Августовной больше других. Вера Августовна говорила ей, что ее мать была испанкой. Татьяна Дмитриевна считала ее отца не французом, а немцем. Она так себе его представляла. Это тоже вполне возможно. Забавно было бы: отец – немец, мать испанка, а она сама – француженка. Но это все документально не подтверждено.

Музыкой Вера занималась с раннего возраста, сколько помнит себя. Уже в 12 лет она играла с оркестром Артуро Тосканини. Ее учителем в Париже был знаменитый французский пианист Альфред Корто, в школе которого она занималась. Необычная трактовка произведений характерна для пианистов именно этой школы.

В 16 лет Вера Августовна закончила Парижскую консерваторию, а потом училась в Венской. Большое влияние в Вене на нее оказал замечательный пианист и очень эрудированный музыкант Эмиль фон Зауэр. Вера Лотар была победительницей на международном конкурсе пианистов и скрипачей им. Маргариты Лонг и Жака Тибо.

Инженера-акустика Владимира Шевченко она встретила в начале 30-х. Его четырехлетним мальчиком в 1914 году привезли родители в Париж, да там и остались. К моменту их встречи у Шевченко уже было два сына. А вскоре у молодоженов родилась девочка. Владимир Шевченко рвался в СССР строить новую жизнь. Вере СССР представлялся романтической страной, где она будет вдохновлять своей игрой советских людей, и она с радостью поехала вслед за мужем. Они приехали в Советский Союз в 1939-м впятером, – с тремя детьми. Их девочке в ту пору было пять лет. Вере без знания языка было очень трудно. Устроиться на работу в Ленинградскую филармонию ей помогла известная пианистка, профессор Московской консерватории и весьма неординарный человек Мария Юдина.

Здесь я прерву  свое повествование о Вере Августовне Лотар-Шевченко для того, чтобы привести выдержку из Википедии о Марии Вениаминовне Юдиной.

 великая пианистка Мария Юдина

              Мария Вениаминовна Юдина родилась в городе Невель, Псковской губернии, в еврейской семье. С детства отличалась страстным, неукротимым темпераментом, а её интересы были чрезвычайно широки и никогда не ограничивались музыкой.

Первые уроки игры на фортепиано получила в возрасте шести лет от Фриды Тейтельбаум-Левинзон, в 1912 поступила в Петербургскую консерваторию, где училась в классах фортепиано Анны Есиповой, затем Феликса Блюменфельда, Анатолия Дроздова, Леонида Николаева, а также изучала широкий круг других дисциплин.

Блестяще окончив консерваторию в 1921, Мария была принята в штат консерватории и начала активную концертную деятельность, впервые выступив с оркестром Петроградской филармонии под управлением Эмиля Купера. Первое сольное выступление Юдиной в Москве состоялось в 1929 году.

 

 Мария Вениаминовна Юдина

 

В 1930 Юдину увольняют из Ленинградской консерватории после газетных публикаций в рамках борьбы с религиозными взглядами преподавателей. Два года спустя ей удаётся получить место профессора в консерватории Тбилиси, а с 1936 — (при содействии Генриха Нейгауза) в Московской консерватории, где она работала до 1951. В 19441960 Юдина также преподавала в Институте имени Гнесиных.

Юдина относилась к числу любимых пианистов Иосифа Сталина. Существует такая версия. Однажды ночью, когда Сталин неожиданно услышал по радио трансляцию фортепианного концерта №23 Моцарта, у него на глазах появились слезы, и он немедленно потребовал сделать оттиск, чтобы всегда иметь при себе пластинку. Когда Юдина приехала домой после концерта, то надолго уснуть ей не удалось: ее разбудили офицеры, увезли в студию звукозаписи, где ее уже поджидал наскоро собранный небольшой оркестр, - и так была сделана запи  сь прямо в середине ночи, а единственная копия была оттиснута с матрицы и затем представлена Сталину (матрица выжила, и запись доступна на компакт-диске).

Несмотря на признание со стороны вождя, пианистка оставалась бескомпромиссным критиком сталинского режима. А когда ей выдали Сталинскую премию, то она пожертвовала ее Православной Церкви на покрытие "бесконечных сталинских грехов". Один из москвичей так рассказывает о первом впечатлении от Марии Юдиной: «У меня есть два врага, — говорит Юдина, прибирая со стола после обеда, — крошки и советская власть».

В 1960 году Мария Юдина была уволена из Гнесинского института из-за своих православных убеждений и за симпатии к современной западной музыке. Она продолжала давать публичные концерты, но ей было отказано в записях. После того, как в Ленинграде она прочла со сцены стихи Бориса Пастернака в ответ на вызов на бис, Юдиной был запрещено концертирование на срок в пять лет.

В 1966 году, когда запрещение было снято, Мария Юдина прочла цикл лекций по романтизму в Московской Консерватории.

С начала 50-х годов Мария Юдина — прихожанка московского храма Николы в Кузнецах и духовная дочь его настоятеля, протоиерея Всеволода Шпиллера (который, кстати, тоже любил музыку — особенно оперы Верди).

Юдина прожила всю жизнь в бедности и лишениях: не имела собственного рояля, ходила много лет в одном платье, часто недоедала. Она была убеждена, что художник должен быть беден. Всегда помогала страждущим, вызволяла из ссылок репрессированных друзей. Последний концерт пианистки состоялся в 1969 г..

 Выйдя из лагеря, Вера Августовна разыскала Марию Вениаминовну Юдину, и они в каждый приезд Веры Августовны в столицу непременно виделись.

Вера Августовна Лотар-Шевченко – жена «врага народа»

             Вот такой человек и помог на первых порах Вере Лотар-Шевченко с устройством на работу в Ленинградскую филармонию и с организацией первых ее концертов в СССР. Вера Августовна всегда отзывалась о Марии Вениаминовне Юдиной только в превосходной степени. Только её трактовка музыкальных произведений нравилась Вере Августовне. Больше ничьи. И, говорят, стили их исполнения были близки.

А потом пришла беда: в 1941 году (эта дата тоже не очень достоверна, но я следую сайту ФМШ http://sscadm.nsu.ru/ssc/lotar_shevch.htm) арестовали Владимира, заподозрив его в шпионаже. Она осталась с тремя детьми. Вера Августовна очень образно рассказывала, как она ходила по инстанциям, требуя освободить мужа. Трудно представить себе, как она изъяснялась на своем ломаном русском языке, практически не зная его.

– Я им говорила: «Вы дураки и идиоты. Неужели вы не понимаете, что он ни в чем не виноват. Что он честный человек и приехал помогать Советской стране строить социализм.

Кому-то это надоело, и ее тоже арестовали, как жену врага народа (возможно это было уже в 1942 году, но и эта дата недостоверна). Уже после освобождения она узнала, что девочка ее пропала, один из сыновей погиб при бомбежке, а другой выжил. По другим сведениям оба и младшие сын, и дочь погибли при бомбежке. Старший, которого звали Олег после армии стал именоваться Денисом Яровым. Он стал скрипичным мастером и был признан впоследствии одним из лучших мастеров страны. После освобождения Вера Августовна нашла его, и они поддерживали дружеские отношения. 


Продолжение следует

Comments

(Anonymous)
Aug. 16th, 2011 05:00 pm (UTC)
backlinks service
Hey There. I found your blog using msn. This is a very well written article. I will be sure to bookmark it and come back to read more of your useful information. Thanks for the post. I'll definitely return.

Profile

best
mikat75
Михаил Самуилович Качан
Прошлое и настоящее

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono