?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. См. все части: 1,   2,   3,   4,   5,   6,   7,   8,   9,   10,   11,   12,   13,   14,   15,   16,   17.   18.



Статья журналиста Дузенко "Странная француженка"


        Местная журналистка Н. Дузенко взяла у Татьяны Константиновны интервью, и по нему была опубликована в газете «Тагильский рабочий» 2 апреля 1991 статья под заголовком «Странная француженка».

       "Ее всегда упрекали за взрывной темперамент при исполнении классики, - звучит голос диктора, комментирующий только что прозвучавший фрагмент, а следом другой, с очень сильным акцентом: "По-другому я не могу. Просто у меня так получается". Эта уникальная запись позволила услышать игру и голос знаменитой пианистки Лотар-Шевченко.

       Подробно о судьбе Веры Августовны газета уже писала в марте прошлого года. Поводом послужила премьера, показанного по ЦТ, фильма "Руфь", прототипам главной героини которого (гак сообщали анонсы) и была известная музыкантша. Однако все, кто знал и помнил Веру Августовну, нашедшую временное пристанище в нашем городе, не нашли ничего общего с "эксцентричной и отнюдь не музыкальной особой", сыгранной, хотя и мастерски, французской актрисой Анни Жирардо. К его величеству факту в фильме было проявлено такое пренебрежение, что даже расплывчатая и часто употребляемая формулировка "по мотивам" была бы неуместна. Обо всех имеющихся в нем искажениях: и несоответствиях написал тогда Э. Фискинд, подробно изложивший биографию Лотар-Шевченко, с которой был знаком. 

       В.А. Лотар-Шевченко,  выпускница Парижской и Венской консерваторий, блестящая пианистка, которой рукоплескала вся Европа, 10 лет провела в сталинских лагерях. Ее арестовали в 37-м, в Ленинграде, как жену советского специалиста - представителя торгпредства в Париже, репрессированного по доносу.

[Не 10, а 8. И не в 1937, а в 1942. Я уже комментировал даты приезда, арестов Шевченко и Веры Августовны. И писал о том, что Шевченко никогда не работал в советском торгпредстве. МК]. Освободившись, Вера Августовна, жить которой в столичных и крупных городах запретили, попросилась в "ближайший город, где есть музыкальная школа". Так она очутилась в Нижнем Тагиле. ...
       Старинное немецкое пианино с подсвечниками. Она очень любила этот инструмент, уют и гостеприимство этой квартиры. Собранная здесь библиотека французских книг подарила редкую возможность читать на родном языке.

       - Скажите, а каким она была педагогом? Наверное, очень строгим? - спрашиваю у хозяйки, преподавателя кафедры истории СССР педагогического института Татьяны Константиновны Гуськовой, которой посчастливилось быть ученицей Лотар-Шевченко.
       - Вера Августовна всегда давала очень трудные вещи. Терпеливо слушала. А потом подходила к инструменту со словами: "Нужно играть вот так", - и исполняла произведение - одно, другое, третье. Так урок превращался в концерт, и все, кто был рядом, бросали дела и, затаив дыхание, слушали.
       Она не походила на француженку, о которой мы, нечастые гости зарубежья, знаем лишь понаслышке и потому рисуем в своем воображении изящную законодательницу мод. И не потому, что в Тагиле Лотар-Шевченко появилась, когда ей было уже около 50-ти. Она жила в каком-то своем особом мире, была абсолютно беззащитна и непрактична в делах житейских, бытовых. Казалось, что ей безразлично, как она питается, во что одета. Музыка заполняла ее всю без остатка, была смыслом существования, жизнью и счастьем. Это видно даже из письма, которое бережно хранит Татьяна Константиновна. Почти все, от начала и до конца, оно о музыке...:

       "Ездила на гастроли с оркестром в Архангельск, Мурманск и т.д. Сейчас очень много работаю и готовлю концерт к юбилею Шопена. Буду играть 24 этюда и четыре баллады. Концерт разрешили дать после прослушивания в Москве, комиссия дала мне блестящие отзывы. Как странно и противоположно это мнение тому, что было в Свердловске. Меня приняли не только как шопениста, но я исполнителя Баха, Бетховена, с чем я не совсем согласна".
       Действительно, переехав в Свердловск, пианистка ощутила неприятие. Очевидно, местные знаменитости ей просто завидовали.
[Веру Августовну не принимали и новосибирские педагоги из Консерватории. Нет, они не завидовали ей, а просто считали, что ее тактовка музыкальных произведений неверна. МК].
       - До тех пор, пока я не услышала в ее исполнении Шопена, считала его музыку утонченно-изысканной, несколько салонной, - вспоминает Т.К. Гуськова. - Наполненные бурным темпераментом произведения в ее исполнении звучали и воспринимались совсем по-новому. Не только в музыке, но и в характере Веры Августовны наблюдалась некая порывистость, горячность - вероятно, эти качества она унаследовала от матери - испанки знатного рода.
        
Создатели фильма "Руфь" буквально зациклились на одном реальном факте из жизни пианистки: ее отказе вернуться на Родину. При нынешнем повальном безоглядном бегстве, на Запад они расценили этот поступок как: сверхгероический. Вера Августовна так не считала. Просто из близких ей людей и родственников во Франции никого не осталось. А главное, с наступлением "оттепели" к ней пришла всесоюзная известность. Она получила приглашение в Новосибирскую филармонию, начались гастрольные поездки по концертным залам Москвы и Ленинграда. Никогда не проявлялись в ней ни злоба, ни ожесточение, ни ненависть за ту горькую чашу, которую она была вынуждена испить. Считала годы, проведенные за колючей проволокой, просто несчастьем, выпавшим и на ее долю.
       ...Я оказалась не первым визитером, интересующимся судьбой Веры Августовны. Недавно в Тагиле побывали документалисты из Новосибирска - города, где закончился жизненный путь пианистки. Надеемся, что на этот раз фильм получится искренним, честным, а главное - правдивым.

{C}{C}{C}А.К. Гуськова –близкий друг Веры Августовны

{C}{C}{C}

Ангелина Константиновна Гуськова, член-корр. АМН

            Очевидно, с Ангелиной Константиновной Гуськовой, сестрой Татьяны Константиновны, Вера Августовна познакомилась тогда же в Нижнем Тагиле. Они сохранили дружбу на долгие годы. Вера Августовна ,бывая в Москве ,всегда заходила к ней. К сожалению, пока воспоминаний член-корреспондента АМН Ф.К. Гуськовой нет.

              Сегодня она крупный ученый в области радиационной защиты.
заслуженный врач республики.  В мае 2010 года на X Международном конгрессе ассоциации по радиационной защите была награждена медалью Зиверта.  (Рольф Зиверт — выдающийся шведский ученый, создатель науки защиты от радиационного излучения. В память о нем Шведская королевская академия, как и в память о Нобеле, основала фонд).

        За границей Ангелину Константиновну чествовали, поздравляли, За всю историю существования этой награды лауреатами медали Зиверта стали всего лишь восемь человек. Ангелина Константиновна была девятой. В России это событие прошло практически незамеченным. 

        И еще об Ангелине Константиновне. Вспоминает Пляцковская: "В начале 1990-х в своем биографическом романе «Упраздненный театр» Булат Окуджава, вспоминая свое тагильское детство, несколько раз с большой теплотой пишет о Геле Гуськовой, с которой вместе учился. Сначала она ему помогала по математике, потом, единственная в классе, помогла своим сочувствием, когда в местной газете напечатали статью о его отце как враге народа".
       Не знаю, встречались ли они потом...


Продолжение следует 

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
stroler
Jun. 16th, 2010 06:59 am (UTC)


Дорогой М.С.! Это я отсканировал из энциклопедии "Новосибирск", (Новосибирское книжное издательство, 2003 г., стр 496) Автор статьи Леонид Соломонович Трус - в прошлом руководитель новосибирского отделения общества "Мемориал", ныне живёт в Израиле, его координаты известны - если нужно. Тут тоже далеко не всё правильно, имхо, но возможно Вам пригодится.
mikat75
Jun. 16th, 2010 08:12 am (UTC)
Спасибо. Мы Трусов знаем. Валя недавно вернулась в Академгородок и поставила какой-то сногсшибательный спекетакль. Она великолепно знает французский и с Вероя Августовной общалась часто. Завтра спрошу у Любови Николаевны подробности, - она была к ним существенно ближе, чем я. По поводу дат и места рождения надо доставать в филармонии (вернее в архиве) ее анкету и автобиографию, которые она заполняла при приеме на работу. Как это сделать, я не знаю, но попросил Марину Монахову. Она пока не ответила. А вот книгу о Ляпунове я не читал, только выдержки, появившиеся в интернете. Я.И. Фет серьезный человек. Но и он исследовать бы не стал. Как впрочем, и Трус.
Ваш, МК
mikat75
Jun. 16th, 2010 04:56 pm (UTC)
Я спросил Любовь Николаевну о Трусах. У Вали был прекрасный французский, она была преподавателем, и Л.Н. начала заниматься с ней. Но в какой-то момент одна из подписанток Эся Косицына, которую за подпись под письмом 46 выгнали из партии и из ФМШ, близкая подруга Л.Н. потребовала, чтобы она прекратила всякое общение с Трусами. Их (или одного из них) кое в чем подозревали. Не знаю, насколько это было справедливо.
Любовь Николаевна помнит такую картинку. Вера Августовна играет на рояле в своей квартире. В кресле сидит Леня Трус, а у его ног на полу с горящими глазами примостилась Валя.
По существу. Они не были друзьями Веры Августовны, но виделись с ней достаточно часто. Французский язык сближал, прежде всего. В Академгородке был очень сильный французский клуб в Доме ученых во главе с Гертрудой Давыдовной (или Давидовной?) Багаевой. Валя Трус была второй. Часто заменяла Гертруду.
stroler
Jun. 17th, 2010 02:21 am (UTC)
Председателем новосибирского "Мемориала" сейчас, после отъезда Л.С.Труса в Израиль стал Александр Львович Рудницкий - мой друг по "Клубу Александра Галича" и по многим совместным делам, он же - arudnitsky , имеющийся у Вас во френдах.Живёт он в Академгородке, физик. У него есть координаты Л.С.Труса. Последнего я знал очень плохо, ничего сказать о нём не могу.
chele_sta
Jun. 16th, 2010 11:52 am (UTC)
Существуют ли записи её игры? Вот бы послушать...
Спасибо за рассказ об интересном человеке.
mikat75
Jun. 16th, 2010 04:43 pm (UTC)
Многие видели запись на гибкой пластинке журнала "Кругозор", но пока никто не признался, что сохранил ее. только Т.К. Гускова показывала ее корреспонденту, и та пишет об этом. Один из школьников того далекого времени написал мне, что он видел настоящую пластинку с записью у своего наставника профессора Тимофеева. Мне обещали прислать телефон его дочери. Она работает в Новосибирском университете. Записывалась она и для документального фильма, который есть в Госфильмофонде. Я просил снять копию, но, говорят, Госфильмофонд берет большие деньги за это. Если найду, сообщу Вам.
Я ее слушал не раз. Знакомые вещи звучат совершенно по-иному. Говорили, что это свойственно выпускникам Парижской школы Корто.
А рассказ я продолжу. Пока это только половина. Кроме того, я нахожу сейчас новых людей и новые свидетельства.
chele_sta
Jun. 16th, 2010 04:50 pm (UTC)
Спасибо. Было бы замечательно украсить повествование её записями...
Я обратилась в поиск на ю-тубе и получила кучу ссылок футбольного содержания: тут и Лотар Матеус и Шевченко... :)
mikat75
Jun. 16th, 2010 05:03 pm (UTC)
Лотар (Lothar) вообще распространенное имя. Наверное все жители Лотарингии - лотары. Вера Августовна говорила и читала по-немецки так же свободно, как по-французски, и в библиотеке у нее дома были немецкие книги. Некоторые считают, что ее отец был немцем по происхождению.
А на ю-тьюбе я тоже искал на всякий случай.
stroler
Jun. 17th, 2010 02:25 am (UTC)
А я запрашивал на тот же предмет народ в ru_classical. Увы, никто не ответил.
(Anonymous)
Aug. 15th, 2010 01:02 pm (UTC)
Спасибо!
Большое Вам спасибо за подбор материалов о Вере Августовне Лотар!
Мне было лет 9, когда мама привела меня на ее концерт. Это было в Кургане. Мама была пианисткой и работала тогда в филармонии. Я сидела на передних рядах и начала скучать еще до концерта - предстояло слушать сонаты Бетховена, а для 9-10 летнего ребенка это трудно...
Она вышла на сцену именно такая, как ее описывают в воспоминаниях - аккуратная французская стрижка,полная дама в бархатном платье и начала играть...Что это было? Почему мне стало так интересно - было ощущение чтения книги без букв - ты следишь за каждой мыслью, ее "путешествием" и вовлекаешься в процесс этого действия. Сейчас мы называем это энергетикой, а тогда я не могла понять, почему концерт так быстро закончился, а ведь сыграла она четыре сонаты...
Я узнала те сонаты, которые играла моя мама. Она с ней общалась тогда и в следующий приезд и даже играла ей. У меня сохранились ноты "Карнавала" Шумана с замечаниями и посвящением Веры Августовны "Дорогой Ирочке от Веры Лотар" - я храню эти ноты, как и другие - ее замечательного педагога Любовь Николаевны Семенцовой, воспитавшей многих талантливых пианистов (и Дениса Мацуева в том числе).
Мама сказала Вере Августовне, что ее трактовка (интерпретация) некоторых вещей необычна (речь шла, кажется, об Экспромте-фантазии Шопена и отдельных местах Карнавала Шумана). На что Вера Августовна ответила, что все, что она исполняет находится в нотах, надо только внимательно читать указания автора (а для этого надо еще и знать о композиторе по-больше!- указание мое) и указала пальцем те спорные места, которые вызвали удивление...Это был один из уроков вдумчивого исполнения, который Вера Лотар преподала мне через мою маму. Не следует слепо доверять различным, даже весьма известным редакциям!
Уважаемый Михаил Самуилович! Вы проделали такую нужную и серьезную работу, собрав воедино почти все публикации о Вере Лотар.Конечно жаль, что нет возможности услышать ее единственную запись - видно такова судьба.
Но рассказывать о ней надо. Пока мы помним - они живы...

Юлия Акбари
pianoforte2003@mail.ru
mikat75
Aug. 15th, 2010 06:48 pm (UTC)
Re: Спасибо!
Очень интересно. Можно Вас попросить отсканировать страничку с автографом Веры Августовны?
Что касается ее исполнения. В документальном фильме о ней, сделанном уже после ее кончины (он здесь не приводится, но я его видел), ее игра временами идет фоном. Но сценариста уже нет, а режиссер живет в Германии и не откликается. Так что узнать, откуда они взяли эту запись, мы не можем.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

best
mikat75
Михаил Самуилович Качан
Прошлое и настоящее

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono