Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote,
Михаил Самуилович Качан
mikat75

Categories:

Часть 7. Жизнь Веры Августовны в Нижнем Тагиле и Свердловске

Продолжение. См. все части: 1,   2,   3,   4,   5,   6,   7,   8,   9,   10,   11,   12,   13,   14,   15,   16,   17.   18.



Статья журналиста Дузенко "Странная француженка"


        Местная журналистка Н. Дузенко взяла у Татьяны Константиновны интервью, и по нему была опубликована в газете «Тагильский рабочий» 2 апреля 1991 статья под заголовком «Странная француженка».

       "Ее всегда упрекали за взрывной темперамент при исполнении классики, - звучит голос диктора, комментирующий только что прозвучавший фрагмент, а следом другой, с очень сильным акцентом: "По-другому я не могу. Просто у меня так получается". Эта уникальная запись позволила услышать игру и голос знаменитой пианистки Лотар-Шевченко.

       Подробно о судьбе Веры Августовны газета уже писала в марте прошлого года. Поводом послужила премьера, показанного по ЦТ, фильма "Руфь", прототипам главной героини которого (гак сообщали анонсы) и была известная музыкантша. Однако все, кто знал и помнил Веру Августовну, нашедшую временное пристанище в нашем городе, не нашли ничего общего с "эксцентричной и отнюдь не музыкальной особой", сыгранной, хотя и мастерски, французской актрисой Анни Жирардо. К его величеству факту в фильме было проявлено такое пренебрежение, что даже расплывчатая и часто употребляемая формулировка "по мотивам" была бы неуместна. Обо всех имеющихся в нем искажениях: и несоответствиях написал тогда Э. Фискинд, подробно изложивший биографию Лотар-Шевченко, с которой был знаком. 

       В.А. Лотар-Шевченко,  выпускница Парижской и Венской консерваторий, блестящая пианистка, которой рукоплескала вся Европа, 10 лет провела в сталинских лагерях. Ее арестовали в 37-м, в Ленинграде, как жену советского специалиста - представителя торгпредства в Париже, репрессированного по доносу.

[Не 10, а 8. И не в 1937, а в 1942. Я уже комментировал даты приезда, арестов Шевченко и Веры Августовны. И писал о том, что Шевченко никогда не работал в советском торгпредстве. МК]. Освободившись, Вера Августовна, жить которой в столичных и крупных городах запретили, попросилась в "ближайший город, где есть музыкальная школа". Так она очутилась в Нижнем Тагиле. ...
       Старинное немецкое пианино с подсвечниками. Она очень любила этот инструмент, уют и гостеприимство этой квартиры. Собранная здесь библиотека французских книг подарила редкую возможность читать на родном языке.

       - Скажите, а каким она была педагогом? Наверное, очень строгим? - спрашиваю у хозяйки, преподавателя кафедры истории СССР педагогического института Татьяны Константиновны Гуськовой, которой посчастливилось быть ученицей Лотар-Шевченко.
       - Вера Августовна всегда давала очень трудные вещи. Терпеливо слушала. А потом подходила к инструменту со словами: "Нужно играть вот так", - и исполняла произведение - одно, другое, третье. Так урок превращался в концерт, и все, кто был рядом, бросали дела и, затаив дыхание, слушали.
       Она не походила на француженку, о которой мы, нечастые гости зарубежья, знаем лишь понаслышке и потому рисуем в своем воображении изящную законодательницу мод. И не потому, что в Тагиле Лотар-Шевченко появилась, когда ей было уже около 50-ти. Она жила в каком-то своем особом мире, была абсолютно беззащитна и непрактична в делах житейских, бытовых. Казалось, что ей безразлично, как она питается, во что одета. Музыка заполняла ее всю без остатка, была смыслом существования, жизнью и счастьем. Это видно даже из письма, которое бережно хранит Татьяна Константиновна. Почти все, от начала и до конца, оно о музыке...:

       "Ездила на гастроли с оркестром в Архангельск, Мурманск и т.д. Сейчас очень много работаю и готовлю концерт к юбилею Шопена. Буду играть 24 этюда и четыре баллады. Концерт разрешили дать после прослушивания в Москве, комиссия дала мне блестящие отзывы. Как странно и противоположно это мнение тому, что было в Свердловске. Меня приняли не только как шопениста, но я исполнителя Баха, Бетховена, с чем я не совсем согласна".
       Действительно, переехав в Свердловск, пианистка ощутила неприятие. Очевидно, местные знаменитости ей просто завидовали.
[Веру Августовну не принимали и новосибирские педагоги из Консерватории. Нет, они не завидовали ей, а просто считали, что ее тактовка музыкальных произведений неверна. МК].
       - До тех пор, пока я не услышала в ее исполнении Шопена, считала его музыку утонченно-изысканной, несколько салонной, - вспоминает Т.К. Гуськова. - Наполненные бурным темпераментом произведения в ее исполнении звучали и воспринимались совсем по-новому. Не только в музыке, но и в характере Веры Августовны наблюдалась некая порывистость, горячность - вероятно, эти качества она унаследовала от матери - испанки знатного рода.
        
Создатели фильма "Руфь" буквально зациклились на одном реальном факте из жизни пианистки: ее отказе вернуться на Родину. При нынешнем повальном безоглядном бегстве, на Запад они расценили этот поступок как: сверхгероический. Вера Августовна так не считала. Просто из близких ей людей и родственников во Франции никого не осталось. А главное, с наступлением "оттепели" к ней пришла всесоюзная известность. Она получила приглашение в Новосибирскую филармонию, начались гастрольные поездки по концертным залам Москвы и Ленинграда. Никогда не проявлялись в ней ни злоба, ни ожесточение, ни ненависть за ту горькую чашу, которую она была вынуждена испить. Считала годы, проведенные за колючей проволокой, просто несчастьем, выпавшим и на ее долю.
       ...Я оказалась не первым визитером, интересующимся судьбой Веры Августовны. Недавно в Тагиле побывали документалисты из Новосибирска - города, где закончился жизненный путь пианистки. Надеемся, что на этот раз фильм получится искренним, честным, а главное - правдивым.

{C}{C}{C}А.К. Гуськова –близкий друг Веры Августовны

{C}{C}{C}

Ангелина Константиновна Гуськова, член-корр. АМН

            Очевидно, с Ангелиной Константиновной Гуськовой, сестрой Татьяны Константиновны, Вера Августовна познакомилась тогда же в Нижнем Тагиле. Они сохранили дружбу на долгие годы. Вера Августовна ,бывая в Москве ,всегда заходила к ней. К сожалению, пока воспоминаний член-корреспондента АМН Ф.К. Гуськовой нет.

              Сегодня она крупный ученый в области радиационной защиты.
заслуженный врач республики.  В мае 2010 года на X Международном конгрессе ассоциации по радиационной защите была награждена медалью Зиверта.  (Рольф Зиверт — выдающийся шведский ученый, создатель науки защиты от радиационного излучения. В память о нем Шведская королевская академия, как и в память о Нобеле, основала фонд).

        За границей Ангелину Константиновну чествовали, поздравляли, За всю историю существования этой награды лауреатами медали Зиверта стали всего лишь восемь человек. Ангелина Константиновна была девятой. В России это событие прошло практически незамеченным. 

        И еще об Ангелине Константиновне. Вспоминает Пляцковская: "В начале 1990-х в своем биографическом романе «Упраздненный театр» Булат Окуджава, вспоминая свое тагильское детство, несколько раз с большой теплотой пишет о Геле Гуськовой, с которой вместе учился. Сначала она ему помогала по математике, потом, единственная в классе, помогла своим сочувствием, когда в местной газете напечатали статью о его отце как враге народа".
       Не знаю, встречались ли они потом...


Продолжение следует 

Tags: Академгородок, Лотар-Шевченко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments