?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. См. все части: 1,   2,   3,   4,   5,   6,   7,   8,   9,   10,   11,   12,   13,   14,   15,   16,   17.   18.



Статья журналиста Дузенко "Странная француженка"


        Местная журналистка Н. Дузенко взяла у Татьяны Константиновны интервью, и по нему была опубликована в газете «Тагильский рабочий» 2 апреля 1991 статья под заголовком «Странная француженка».

       "Ее всегда упрекали за взрывной темперамент при исполнении классики, - звучит голос диктора, комментирующий только что прозвучавший фрагмент, а следом другой, с очень сильным акцентом: "По-другому я не могу. Просто у меня так получается". Эта уникальная запись позволила услышать игру и голос знаменитой пианистки Лотар-Шевченко.

       Подробно о судьбе Веры Августовны газета уже писала в марте прошлого года. Поводом послужила премьера, показанного по ЦТ, фильма "Руфь", прототипам главной героини которого (гак сообщали анонсы) и была известная музыкантша. Однако все, кто знал и помнил Веру Августовну, нашедшую временное пристанище в нашем городе, не нашли ничего общего с "эксцентричной и отнюдь не музыкальной особой", сыгранной, хотя и мастерски, французской актрисой Анни Жирардо. К его величеству факту в фильме было проявлено такое пренебрежение, что даже расплывчатая и часто употребляемая формулировка "по мотивам" была бы неуместна. Обо всех имеющихся в нем искажениях: и несоответствиях написал тогда Э. Фискинд, подробно изложивший биографию Лотар-Шевченко, с которой был знаком. 

       В.А. Лотар-Шевченко,  выпускница Парижской и Венской консерваторий, блестящая пианистка, которой рукоплескала вся Европа, 10 лет провела в сталинских лагерях. Ее арестовали в 37-м, в Ленинграде, как жену советского специалиста - представителя торгпредства в Париже, репрессированного по доносу.

[Не 10, а 8. И не в 1937, а в 1942. Я уже комментировал даты приезда, арестов Шевченко и Веры Августовны. И писал о том, что Шевченко никогда не работал в советском торгпредстве. МК]. Освободившись, Вера Августовна, жить которой в столичных и крупных городах запретили, попросилась в "ближайший город, где есть музыкальная школа". Так она очутилась в Нижнем Тагиле. ...
       Старинное немецкое пианино с подсвечниками. Она очень любила этот инструмент, уют и гостеприимство этой квартиры. Собранная здесь библиотека французских книг подарила редкую возможность читать на родном языке.

       - Скажите, а каким она была педагогом? Наверное, очень строгим? - спрашиваю у хозяйки, преподавателя кафедры истории СССР педагогического института Татьяны Константиновны Гуськовой, которой посчастливилось быть ученицей Лотар-Шевченко.
       - Вера Августовна всегда давала очень трудные вещи. Терпеливо слушала. А потом подходила к инструменту со словами: "Нужно играть вот так", - и исполняла произведение - одно, другое, третье. Так урок превращался в концерт, и все, кто был рядом, бросали дела и, затаив дыхание, слушали.
       Она не походила на француженку, о которой мы, нечастые гости зарубежья, знаем лишь понаслышке и потому рисуем в своем воображении изящную законодательницу мод. И не потому, что в Тагиле Лотар-Шевченко появилась, когда ей было уже около 50-ти. Она жила в каком-то своем особом мире, была абсолютно беззащитна и непрактична в делах житейских, бытовых. Казалось, что ей безразлично, как она питается, во что одета. Музыка заполняла ее всю без остатка, была смыслом существования, жизнью и счастьем. Это видно даже из письма, которое бережно хранит Татьяна Константиновна. Почти все, от начала и до конца, оно о музыке...:

       "Ездила на гастроли с оркестром в Архангельск, Мурманск и т.д. Сейчас очень много работаю и готовлю концерт к юбилею Шопена. Буду играть 24 этюда и четыре баллады. Концерт разрешили дать после прослушивания в Москве, комиссия дала мне блестящие отзывы. Как странно и противоположно это мнение тому, что было в Свердловске. Меня приняли не только как шопениста, но я исполнителя Баха, Бетховена, с чем я не совсем согласна".
       Действительно, переехав в Свердловск, пианистка ощутила неприятие. Очевидно, местные знаменитости ей просто завидовали.
[Веру Августовну не принимали и новосибирские педагоги из Консерватории. Нет, они не завидовали ей, а просто считали, что ее тактовка музыкальных произведений неверна. МК].
       - До тех пор, пока я не услышала в ее исполнении Шопена, считала его музыку утонченно-изысканной, несколько салонной, - вспоминает Т.К. Гуськова. - Наполненные бурным темпераментом произведения в ее исполнении звучали и воспринимались совсем по-новому. Не только в музыке, но и в характере Веры Августовны наблюдалась некая порывистость, горячность - вероятно, эти качества она унаследовала от матери - испанки знатного рода.
        
Создатели фильма "Руфь" буквально зациклились на одном реальном факте из жизни пианистки: ее отказе вернуться на Родину. При нынешнем повальном безоглядном бегстве, на Запад они расценили этот поступок как: сверхгероический. Вера Августовна так не считала. Просто из близких ей людей и родственников во Франции никого не осталось. А главное, с наступлением "оттепели" к ней пришла всесоюзная известность. Она получила приглашение в Новосибирскую филармонию, начались гастрольные поездки по концертным залам Москвы и Ленинграда. Никогда не проявлялись в ней ни злоба, ни ожесточение, ни ненависть за ту горькую чашу, которую она была вынуждена испить. Считала годы, проведенные за колючей проволокой, просто несчастьем, выпавшим и на ее долю.
       ...Я оказалась не первым визитером, интересующимся судьбой Веры Августовны. Недавно в Тагиле побывали документалисты из Новосибирска - города, где закончился жизненный путь пианистки. Надеемся, что на этот раз фильм получится искренним, честным, а главное - правдивым.

{C}{C}{C}А.К. Гуськова –близкий друг Веры Августовны

{C}{C}{C}

Ангелина Константиновна Гуськова, член-корр. АМН

            Очевидно, с Ангелиной Константиновной Гуськовой, сестрой Татьяны Константиновны, Вера Августовна познакомилась тогда же в Нижнем Тагиле. Они сохранили дружбу на долгие годы. Вера Августовна ,бывая в Москве ,всегда заходила к ней. К сожалению, пока воспоминаний член-корреспондента АМН Ф.К. Гуськовой нет.

              Сегодня она крупный ученый в области радиационной защиты.
заслуженный врач республики.  В мае 2010 года на X Международном конгрессе ассоциации по радиационной защите была награждена медалью Зиверта.  (Рольф Зиверт — выдающийся шведский ученый, создатель науки защиты от радиационного излучения. В память о нем Шведская королевская академия, как и в память о Нобеле, основала фонд).

        За границей Ангелину Константиновну чествовали, поздравляли, За всю историю существования этой награды лауреатами медали Зиверта стали всего лишь восемь человек. Ангелина Константиновна была девятой. В России это событие прошло практически незамеченным. 

        И еще об Ангелине Константиновне. Вспоминает Пляцковская: "В начале 1990-х в своем биографическом романе «Упраздненный театр» Булат Окуджава, вспоминая свое тагильское детство, несколько раз с большой теплотой пишет о Геле Гуськовой, с которой вместе учился. Сначала она ему помогала по математике, потом, единственная в классе, помогла своим сочувствием, когда в местной газете напечатали статью о его отце как враге народа".
       Не знаю, встречались ли они потом...


Продолжение следует 

Comments

mikat75
Aug. 15th, 2010 06:48 pm (UTC)
Re: Спасибо!
Очень интересно. Можно Вас попросить отсканировать страничку с автографом Веры Августовны?
Что касается ее исполнения. В документальном фильме о ней, сделанном уже после ее кончины (он здесь не приводится, но я его видел), ее игра временами идет фоном. Но сценариста уже нет, а режиссер живет в Германии и не откликается. Так что узнать, откуда они взяли эту запись, мы не можем.

Profile

best
mikat75
Михаил Самуилович Качан
Прошлое и настоящее

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono