?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. См. все части: 1,   2,   3,   4,   5,   6,   7,   8,   9,   10,   11,   12,   13,   14,   15,   16,   17.   18.


в Академгородке –семья Ляпуновых

                О дружбе семьи Ляпуновых и Веры Августовны Лотар-Шевченко известно из многих источников, но вот подробности – только из двух. Я приведу оба.

Член-корр. АН Алексей Андреевич Ляпунов

Первый – материал, подготовленный к 90-летию А.А.Ляпунова Я.Фетом, д.т.н., Ю.Молородовым, к.т.н. и Галиной.Шпак, корреспондентом газеты "Наука в Сибири". Они, по-видимому, использовали воспоминания кого-то из детей Ляпуновых.

– Воспоминания об укладе жизни в новосибирском доме Ляпуновых не могут быть полными без упоминания о Вере Августовне Лотар-Шевченко— замечательной пианистке и очень интересном человеке. Француженка из аристократической семьи, она прожила жизнь, которая могла бы послужить сюжетом увлекательного романа. Вера Августовна впервые появилась в Новосибирске в начале 1966 года. Родители познакомились с ней на первом ее концерте, где папу просили [директор ДК «Академия» Владимир Иванович Немировский. МК] сказать слова приветствия на французском языке и преподнести букет цветов. Вскоре Вере Августовне предоставили небольшую квартиру в пятиэтажке на ул. Терешковой и она, солистка Новосибирской филармонии, стала жителем Академгородка. Неудивительно, что она сразу стала близким другом семьи.

В 1966 г., поселившись в большом коттедже в Золотой долине, Ляпуновы купили рояль фирмы "Беккер" (Вера Августовна сама выбрала его из нескольких инструментов, предлагавшихся по объявлениям на продажу в Новосибирске). На протяжении всех последующих лет, обычно по субботам и воскресеньям (если только не была на гастролях), Вера Августовна приходила в коттедж, как она сама говорила, как в свой родной дом...

 
           Теперь свидетельство Ольги Николаевны Марчук, жены академика Г.И. Марчука. Мои комментарии я помещаю в квадратных скобках.

  ...Она [Вера Августовна. МК] поселилась в Академгородке, где встретилась с Ляпуновыми, которые стали ее неофициальными опекунами, ее ангелами-хранителями. Ляпуновы говорили по-французски, и уже поэтому несчастная женщина чувствовала себя с ними хорошо. Вера Августовна была так беспомощна, что даже в магазин без Анастасии Савельевны не могла сходить. Президиум Сибирского отделения АН выделил ей квартиру. Но мне кажется, большую часть своего времени она проводила в коттедже у Ляпуновых. Там она наслаждалась звуками прекрасного рояля. Вера Августовна садилась за инструмент и часами играла. Поразительно, как ей удалось сохранить хорошую технику игры и, самое интересное, в голове держать сотни сложнейших музыкальных произведений. Я не знаю, может быть, Ляпуновы имели или достали для нее все эти ноты, а, может быть, она их помнила все эти долгие годы заключения. Но когда мы приходили к Ляпуновым на чашку чая и послушать Веру Августовну, она играла все, что ее просили: Шопена, Бетховена, Чайковского, Рахманинова и др. Ее друзья пытались ей помочь, как могли. Чтобы немножко улучшить ее матеральное положение, ее устроили работать в физматшколу, где она стала давать ученикам факультативные уроки музыки и знакомить ребят с классической музыкой. Она играла для «фымышат» в течение нескольких лет. [Алексей Андреевич Ляпунов и Кирилл Алексеевич Тимофеев устроили ее в ФМШ совсем из других соображений. Они считали важным приобщить ребят к классической музыке. На ее концертах в ФМШ всегда было много ребят. В последние годы она выступала вместе с Любовью Николаевной Качан, которая сначала рассказывала о произведении, которое Вера Августовна исполняла. Вера Августовна предварительно подробно рассказывала Любови Николаевне об этом произведении, причем она знала о каждом много больше, чем написано в книгах. Жаль, что по горячим следам это не было записано. МК]

Анастасия Савельевна помогла ей приобрести приличную и теплую одежду и даже платье для концертов. [Анастасия Савельевна, увидев, что Вера Августовна ходит в сибирские морозы в демисезонном пальтишке, подарила ей шубу, которую Вера Августовна впоследствии носила. МК]. Это было необходимо, так как понемногу она начала давать концерты. Сначала она дала несколько концертов в Доме ученых Академгородка. Затем ее пригласили в Новосибирскую филармонию, которая впоследствиии устроила ей гастроли по стране. [Вера Августовна работала в новосибирской филармонии и давала концерты с самого начала, иначе ей не на что было бы жить. МК]. Она играла в Москве, Ленинграде, Киеве и других городах, и везде имела успех. На сцену выходила пожилая сутулая дама в черном бархатном платье. Ее волосы были почти оранжевого цвета, ибо хна не прокрашивала ее седины. В ответ на аплодисменты, она неловко кланялась и садилась за инструмент. Из-под ее скрюченных артритом пальцев раздавались мощные и дивные мелодии. Некоторые вещи она играла не совсем обычно. Например, ее трактовка сочинений Шопена не совпадала с классической. Она считала, что Шопена надо играть более мажорно, более эмоционально. И она так его и играла. Публика награждала ее овациями. [Вера Августовна действительно играла необычно. Это отражено в воспоминаниях многих людей. Профессиональные музыканты ее не жаловали за это. Ольга Николаевна, видимо, повторяет чье-то мнение, правда не очень удачно: «раздавались мощные и дивные мелодии» режут ухо. МК]

– После смерти Алексея Андреевича и отъезда Анастасии Савельевны в Москву, Вере Августовне стало совсем одиноко. Она уже не концертировала. Через некоторое время она умерла.

 Вере Августовне не было одиноко, хотя безусловно кончина Ляпунова была для нее большой потерей. На самом деле, Веру Августовну постоянно опекало множество людей. Самым большим ее другом и опекуном остался после смерти Ляпунова профессор НГУ Кирилл Алексеевич Тимофеев. Он приводил на ее домашние концерты студентов НГУ и школьников из ФМШ и оставался рядом с ней до самой ее кончины. Постоянным другом и помощником Веры Августовны с первого до последнего дня оставалась Татьяна Дмитриевна Третьякова. Она же помогала ей находить концертные пощадки в Новосибирской области и даже помогала добраться до них. Любовь Николаевна Качан, говорившая по-французски, стала ее большим другом в 70-х годах и оставалась рядом до конца. Видимо, Ольга Николаевна сама не посещала никогда Веру Августовну, хотя ее муж, Г.И. Марчук в 1975-1980 г.г. был Председателем СОАН, и, следовательно, семья Марчуков жила в Академгородке.

Вот такое свидетельство Ольги Николаевны Марчук. Здесь правда переплетена с домыслом. Но главное, пролит дополнительный свет на отношение к Вере Августовне семьи Ляпуновых, и это ценно.
 

Е.П. Маточкин, кандидат искусствоведения, вспоминает

Женю Маточкина я знал по университету с самого начала его учебы. На первом же экзамене по матанализу в январе 1960 года я ему поставил двойку. Эта двойка запомнилась тем, что декан единственного тогда естественного факультета, друг всех студентов и организатор всего, что только можно было организовать, Борис Осипович Солоноуц, выписанный академиком Лаврентьевым из московского физтеха, немедленно узнавший об этой двойке, подошел ко мне и спросил, почему я ее поставил Маточкину.

Евгений Палладиевич Маточкин


              Я знал, что Маточкин активный комсомолец, член комитета, участвует в концертах художественной самодеятельности, исполняя на фортепиано пьесы учебного репертуара. Его выступления, которые мне довелось слушать и впоследствии отнюдь не потрясли меня не только целостностью восприятия, но даже техникой исполнения. Правда впоследствии он стал играть много лучше.

Когда экзамен закончился и я зашел в преподавательскую, Солоноуц снова спросил меня, уверен ли я, что Маточкин заслуживает двойки. Несмотря на столь явно оказанное давление, я ответил утвердительно и даже перечислил на какие вопросы он дал неудовлетворительные ответы. Пересдавал экамен он другому преподавателю.

Евгений Палладиевич Маточкин проработал впоследствии в Институте ядарной физики 27 лет. Но не физика стала делом его жизни, а искусство.

Музыка и живопись, а также туризм были для него не хобби, а жизнью. Впоследствии, уйдя из ИЯФ, он защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению и даже стал директором Новосибирской картинной галереи. Но это было уже потом в 90-х. В 60-е годы, о которых я пишу, он был непременным участником всех самодеятельных концертов. Я его постоянно встречал на всех концертах, вначале в ДК «Академия, а затем и Дома ученых. Был он и завсегдатаем Музыкального салона Дома ученых.

Приведу его воспоминания о Вере Августовне Лотар-Шевченко с небольшими комментариями. Он то ли не знал, то ли кое-что забыл. Он котактировал с Верой Августовно, но не стал ее другом.

 «Ярким событием стал приезд в Академгородок французской пианистки Веры Августовны Лотар-Шевченко. [Женя Маточкин к тому времени уже закончил университет и работал в ИЯФ. МК]. У нее была совершенно необычная судьба. В детстве она считалась вундеркиндом [Она не считалась, а была вундеркиндом. МК], окончила с золотой медалью Парижскую консерваторию, училась в Вене [Для музыканта более важно знать у кого училась Вера Августовна. Имена Эжен, Д'Альбер, Альфред Корто и Эмиль Зауэр скажут много больше. МК], объездила с концертами почти весь мир. Вторым ее мужем стал русский человек. [Я никогда не слышал и нигде не читал, что Владимир Шевченко был ее вторым мужем. МК]. С ним она приехала в Россию, но здесь потеряла и его, и своего сына. [Шевченко был репрессирован и вскоре умер, погибли двое детей – их дочь и второй сын Шевченко от его первого брака. Старший сын, Олег, выжил. Он взял себе дргое имя и другую фамилию – Денис Яровой, был участником войны, стал выдающимся скрипичным мастером. МК]. Сама оказалась репрессированной, восемь лет отбыла в заключении [в лагерях. МК], однако не захотела возвращаться на Запад. Любовь к музыке и России все пересилила. Вера Августовна снова стала концертировать. Ее экспрессивная манера игры резко отличалась от устоявшихся приглаженных исполнений. Она была высокой крупной женщиной, совсем непохожей на хрупких француженок. Напротив, во всем ее облике чувствовалась недюжинная сила, и дух ее очень естественно проявлялся в музыке. В общении же она была по-детски добродушна.

Я ходил на все ее концерты; сразу же познакомился с ней. Из дома, где она жила, всегда раздавались звуки пианино [У нее стоял дома концертный рояль. МК].. Как-то она готовила к выступлению Третий концерт Бетховена и попросила меня поиграть на втором фортепиано партию оркестра. Она жаловалась на отсутствие взаимопонимания с Арнольдом Кацем  и гордилась тем, что ее любят и ценят в Ленинграде и часто приглашают туда».

 

Арнодьд Михайлович Кац (1924-2007)

 

           Арнольд Михайлович Кац  был бессменным художественным руководителем и главным дирижером созданного им в 1956 году симфонического оркестра новосибирской филармонии, часто выступал в Академгородке. У Каца и у Веры Августовны были совершенно разные взгляды на то, как надо исполнять музыкальные произведения.


П родолжение следует

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
nifty_bis
Jun. 16th, 2010 11:57 pm (UTC)
М.С.! Владимир Яковлевич Шевченко был, действительно, вторым мужем В.А.
Увы, сейчас утро, а мне не удалось ещё поспать, поэтому возможные уточнения сделаю позже, сверив в архивах. Но, если память не изменяет, первым мужем был врач, энтузиазма к музыкальным занятиям жены не испытывавшим. С женатым в ту пору Шевченко молодую В.Лотар связала любовь.
stroler
Jun. 17th, 2010 06:08 am (UTC)
Да, вот и Т.Д.Третьякова говорит, что В.Я.Шевченко был вторым мужем В.А.
mikat75
Jun. 17th, 2010 06:59 am (UTC)
А я раньше никогда не интересовался этим. Даже мысли подобного рода никогда не всплывали. Подумаю, надо ли вставлять, а если надо будет, то где и как.
stroler
Jun. 17th, 2010 06:04 am (UTC)
> и Г.Шпаком, корреспондентом "НВС", который, по-видимому, использовал <

Очевидно, имелась ввиду Галина Антоновна Шпак - хорошо известная и мне, и многим автор многих поэтических сборников , журналист, работавшая долгие годы в газете "Наука в Сибири" (у Вас НВС - аббревиатура, понятная только жителям Академгородка,как и некоторые иные - ФМШ, например, а ведь Ваши посты читают люди отовсюду,) Поправьте, плиз
mikat75
Jun. 17th, 2010 06:24 am (UTC)
Я не знаю, что такое НВС, т.к. скопировал ссылку на источник
mikat75
Jun. 17th, 2010 07:00 am (UTC)
Уже поправил. Свихнуться можно.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

best
mikat75
Михаил Самуилович Качан
Прошлое и настоящее

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono