?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжение. См. все части: 1,   2,   3,   4,   5,   6,   7,   8,   9,   10,   11,   12,   13,   14,   15,   16,   17.   18.

Татьяна Дмитриевна Третьякова – друг на всю оставшуюся жизнь

 

Татьяна Дмитриевна Третьякова – ветеран войны 1941-1945 г.г.
(в центре )

на одном из парадов Победы в Академгородке 9 мая.

 

Татьяна Дмитриевна Третьякова, с которой я начал свой рассказ о том, как Вера Августовна Лотар-Шевченко оказалась в Академгородке, в первый же приезд Веры Августовны с концертом познакомилась с ней. У меня есть запись интервью, которое Татьяна Дмитриевна несколько лет тому назад (вероятно в 2006 или 2007 годах) дала студентке-музыковеду Марине Монаховой, которая собиралась сделать доклад о Вере Августовне. Но доклад не понадобился, студенткеа стала пресс-секретарем Новосибирской филармонии и журналистом, а все материалы, как это часто бывает, были случайно утеряны. Хорошо, что одна копия интервью оказалась у Георгия Георгиевича Угодникова. Он и переслал мне это интервью по элетронной почте.

К сожалению, интервью – несколько сумбурное, хотя по крупицам из него можно извлечь много полезной информации. Кое-что я уже поместил здесь, но решил попросить Татьяну Дмитриевну написать воспоминания. Ей уже за 80, но она бодра и энергична. И прежде, чем я успел попросить ее, она сама предложила написать. Поэтому я пока откладываю более подробный рассказ о дружбе Веры Августовны и Татьяны Дмитриевны. Надеюсь, что эти воспоминания будут написаны.

документальный фильм о Вере Августовне

             В 2007 году в своем блоге в LiveJournal.com Александр Григорьевич Раппопорт, новосибирский кинодокументалист и киножурналист, рассказал о Вере Августовне Лотар-Шевченко и вызвал поток комментариев и дополнений к ее биографии. Именно тогда откликнулся Георгий Георгиевич Угодников. Тогда же А.Г. сумел уточнить какой документальный фильм был сделан и кто его создавал. Оказалось, что фильм называется "Мы ещё будем жить настоящей жизнью" (Александр Григорьевич считает, что это цитата из В.А.Лотар-Шевченко, видимо из её писем кому-то). Длительность фильма - 8 частей, т.е. 80 минут. Автор сценария - Леонид  Абрамович Гуревич (1932 - 2000), режиссёр-оператор - Валерий Николаевич Клабуков, живущий сейчас в Германии.

Вера Августовна Лотар-Шевченко в 70-х

            В фильме многие друзья Веры Августовны рассказывают о ней. Есть там и рассказ Любочки. В фильме попала в кадр даже моя внучка Алиса, но, кажется, не могла и слова там вымолвить от робости, хотя хорошо знала Веру Августовну. Алисе, учившейся музыке очень нравилась манера исполнения Веры Августовны. Однажды услышав в ее исполнении Лунную сонату Бетховена, Алиса воскликнула: «Вот именно так я и хотела ее сыграть, а не так, как меня заставляла учительница музыки». Ее подружка, Эля Яновицкая (будущая скрипачка) тоже попала в фильм и была существенно разговорчивей, хотя Веру Августовну практически не знала.

           Фильм идет под музыку, которую исполняет сама Вера Августовна. Выход фильма прошел практически незамеченным, - это были дни путча ГКЧП в 1991 году. Фильм находится в Госфильмофонде. 

Л.Н. Качан – Жалеть себя, - какая ерунда!

            Любовь Николаевна Качан – близкий друг, Веры Августовны, начиная примерно с 1973 года и до самой ее кончины.

 

Любовь Николаевна Качан

 

Любовь Николаевна, уже живя в Америке, написала несколько коротких эссе под общим заглавием «Жалеть себя – какая ерунда...»,  часть из которых была опубликована в газете «Новое русское слово» в Нью-Йорке к столетию со дня рождения Веры Августовны. В более полном виде они были напечатаны в еженедельной газете «Диаспора» в Сакраменто в 2005 году. Я намерен опубликовать самый полный вариант этого эссе, потому что каждое из них представляет собой яркую зарисовку подлинной Веры Августовны, ее характера, ее трудной жизни, ее жизнелюбия и независимости, - все, что Любовь Николаевна увидела в последние 10 лет жизни Веры Августовны. .

Любовь Николаевна была инициатором и непременным участником ежегодных концертов в память о Вере Августовне в Музыкальном салоне Дома Ученых. Последний раз этот концерт прошел с ее участием в декабре 1991 года.   

 

последние годы жизни

  

            В конце семидесятых Вера Августовна часто болела. Она уже не работала. Ей помогали по дому, приносили продукты из магазина. Школьники ФМШ даже составили расписание, по которому они дежурили в ее квартире. Она старалась, как и раньше устраивать свои еженедельные концерты, послушать которые всегда приходили ее друзья и поклонники ее игры. Кирилл Алексеевич приводил по несколько фымышат и студентов университета. Часто они оставались на лестнице и слушали музыку через полуоткрытую дверь квартиры.

 

Кирилл Алексеевич Тимофеев в 70-е годы

 

 

Вера Августовна Лотар-Шевченко
в последние годы жизни

 

Все друзья Веры Августовны очень обрадовались, когда нашлась женщина, готовая постоянно находиться рядом. Мы с Любочкой знали Веронику, но, честно говоря, с трудом выносили ее присутствие. Она не обращала на это внимания, заходила к нам домой почти ежедневно, всегда была голодна и проявляла неприятную назойливость и непонимание нашей деликатной неприязни.

Вероника, которую все звали «Кошкина мать» за патологическую «любовь» к кошкам, узнав о состоянии Веры Августовны, начала сначала заходить и к ней, потом стала ухаживать за ней, прибиралась, готовила еду. Пожалуй, все это делалось с согласия Веры Августовны, потому что другого выхода у нее не было.

Вскоре Вероника переехала к ней жить, к счастью, без кошек. Мне тогда показалось, что друзья Веры Августовны вздохнули с облегчением, – все-таки рядом с ней постоянно находится человек.

Вероника же почувствовала себя в ее доме полной хозяйкой и стала не очень охотно принимать гостей.

У Вероники была комната в двухкомнатной квартире, и в этой комнате вместе с ней, а часто и с ее другом, весьма странной личностью, жило порядка тридцати голодных кошек. Вонь стояла невыносимая, и жильцы все время на нее жаловались. Вероника то работала, то не работала, и денег у нее не было. Так что своих кошек она часто неделями не кормила, и они буквально зверели от голода.  

записи исполнения Веры Августовны

             Когда Вера Августовна умерла, «кошкина мать» забрала себе все ее вещи и весь архив. Она рассчитывала, что ей оставят и ее квартиру, но эту двухкомнатную квартиру у нее забрали, предоставив однокомнатную, куда она и вывезла все вещи Веры Августовны. А друзьям в эти печальные минуты было неудобно настоять на полной инвентаризации имущества Веры Августовны. А надо бы сделать это, чтобы остались памятные вещи.

Только рояль «Беккер», некогда- купленный Ляпуновыми с помощью Веры Августовны, а потом, после смерти Алексея Андреевича, подаренный семьей Ляпуновых ей, Вера Августовна завещала Физматшколе, и он действительно находится там..

Записей самой Веры Августовны почти не осталось. Только в Нижнем Тагиле у Т.К. Гуськовой, как пишет корреспондент газеты Н. Дузенко, сохранилась гибкая пластинка из журнала «Кругозор». Чиновники 1970-х долго решали: можно ли фирме «Мелодия» записывать лагерницу с 58-й статьей? А потом стало поздно.

Впрочем, недавно Николай Гладких сообщил мне, что у Кирилла Алексеевича он видел пластинку с записью ее исполнения. Значит, все же ее записали? Кирилл Алексеевич, показывая пластинку, говорил: «Раритет»

Мне обещали прислать телефон дочери Кирилла Алексеевича, которая живет в Академгородке и работает в Университете. Попробую позвонить ей. А вдруг пластинка найдется? Я также втайне надеюсь, что Кирилл Алексеевич оставил какие-нибудь записи о Вере Августовне.

Кирилл Алексеевич Тимофеев в глубокой старости






Продолжение следует

Comments

nifty_bis
Jun. 17th, 2010 12:11 am (UTC)
Крохотная поправка:
«Cтудентка-музыковед» - это Марина Владимировна Монахова, ныне пресс-секретарь Новосибирской филармонии и журналист. Интервью с Т.Д. Третьяковой она делала, собирая материалы о Лотар-Шевченко по просьбе пианиста Михаила Лидского.
(Ошибочно вставил этот комментарий в предыдущий пост, прошу прощения).
mikat75
Jun. 17th, 2010 12:50 am (UTC)
Спасибо, я поправил. Я вообще то знаю, что "девушку с волосами цвета льна" зовут Марина. Я недавно ей написал письмо, где спросил, не может ли она найти в архиве Заявление Веры Августовны о приеме на работу в филармонию с анкетой и автобиографией. В этом случае все даты и некоторые события жизни встали бы на место. Она пока не ответила.
С такой же просьбой обращаюсь и к Вам, Георгий Георгиевич. Узнайте хотя бы, как искать в архивах. Это, наверное, можно сделать по телефону. "Хотя бы" - потому что боюсь Вас затруднить.
nifty_bis
Jun. 17th, 2010 01:40 am (UTC)
Попытаюсь.
Уже сообщал, что одна попытка в филармонии была неудачной, - там нет людей, знавших В.А. А архивы не сохранились - было когда-то затопление.
Существуют воспоминания о работниках филармонии Зеры Германовны Мышкиной. но автор (сейчас очень пожилая женщина) в штат Свердловской филармонии вощла уже после убытия В.А.
В книге есть небольшая статья о В.А. Но З.Г. познакомилась с В.А., когда ещё работала в музыкальной редакции Свердовского радиокомитета, так что анкетных данных там нет. И записи тех лет на Свердловском радио сейчас не сохранились.
Статью Мышкиной я со временем выложу.
schoenst
Jun. 18th, 2010 06:46 pm (UTC)
Извините за долгое молчание, отвечу здесь.

До отдела кадров руки не дошли, но сегодня мы совершенно случайно встретились с Татьяной Дмитриевной, я ей, конечно, рассказала о Вашем письме и о Вашей просьбе, на что она ответила, что были попытки обратиться в наши кадры, ничем хорошим не увенчавшиеся, но я конечно попробую.

Кроме того, из тех воспоминаний, которыми делилась со мной Татьяна Дмитриевна пару лет назад я прекрасно помню, что сама В.А. умышленно изменила свой год рождения. Документы были потеряны во время истории с лагерями, а когда всё это восстанавливалось, она специально убавила пару лет. Так что даже если наши кадры что-то и найдут, в вопросе уточнения года рождения В.А. эти документы ничем не помогут.
mikat75
Jun. 18th, 2010 07:47 pm (UTC)
Спасибо, Марина. А "девушка с волосами цвета льна" - это Дебюсси?
Здесь дело не только в дате рождения. Она должна была заполнять анкету и написать свою автобиографию. Тогда были такие обязательные условия приема на работу. Не знаю, как сейчас. Следовательно там будет и место рождения и дата ареста, и дата освобождения из лагеря, а также дата поступления и увольнения из Свердловской и Алтайской (Барнаульской) филармоний. Возможно еще что-то интересное.
И еще одно. Журналист Шеваров видел и, кажется, даже скопировал документы В.А. и письма к ней после статьи Соловейчика. Он их приводит в одной из публикаций в ЗАПОЛЯРНОЙ ГАЗЕТЕ (кажется, я не перепутал название - пишу по памяти). Знаете ли Вы, где он это взял? Сохранились ли они?
schoenst
Jun. 19th, 2010 04:57 am (UTC)
К сожалению фамилия Шеваров мне ни о чём не говорит, и где он взял документы я не знаю.

Сейчас, кажется, я возобновлю свою работу над тем текстом (это не доклад, а статья в сборник о фортепианном искусстве), так что и исходные материалы обрботаю и, не исключаю, буду обращаться к Вам за воспоминаниями, замечаниями и помощью. Надеюсь, Вы не против.
mikat75
Jun. 19th, 2010 05:30 am (UTC)
С удовольствием помогу, чем могу.
Мне кажется, это название одного из прелюдов Дебюсси. Да? У меня нет музыкального образования, только домашнее воспитание. Но моя тетя закончила Петроградскую консерваторию (ф-но, вокал), младшая сестра - Ленинградскую (ф-но), а ее дочь Санкт-Петербургскую (вокал). В моем вопросе нет никаких подтекстов. Вам нравится этот прелюд?
schoenst
Jun. 19th, 2010 07:23 am (UTC)
Да, это название одной из прелюдий Дебюсси.

Profile

best
mikat75
Михаил Самуилович Качан
Прошлое и настоящее

Latest Month

May 2016
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono