Михаил Самуилович Качан (mikat75) wrote,
Михаил Самуилович Качан
mikat75

Categories:

Часть 11. Жизнь в Академгородке

Продолжение. См. все части: 1,   2,   3,   4,   5,   6,   7,   8,   9,   10,   11,   12,   13,   14,   15,   16,   17.   18.

Татьяна Дмитриевна Третьякова – друг на всю оставшуюся жизнь

 

Татьяна Дмитриевна Третьякова – ветеран войны 1941-1945 г.г.
(в центре )

на одном из парадов Победы в Академгородке 9 мая.

 

Татьяна Дмитриевна Третьякова, с которой я начал свой рассказ о том, как Вера Августовна Лотар-Шевченко оказалась в Академгородке, в первый же приезд Веры Августовны с концертом познакомилась с ней. У меня есть запись интервью, которое Татьяна Дмитриевна несколько лет тому назад (вероятно в 2006 или 2007 годах) дала студентке-музыковеду Марине Монаховой, которая собиралась сделать доклад о Вере Августовне. Но доклад не понадобился, студенткеа стала пресс-секретарем Новосибирской филармонии и журналистом, а все материалы, как это часто бывает, были случайно утеряны. Хорошо, что одна копия интервью оказалась у Георгия Георгиевича Угодникова. Он и переслал мне это интервью по элетронной почте.

К сожалению, интервью – несколько сумбурное, хотя по крупицам из него можно извлечь много полезной информации. Кое-что я уже поместил здесь, но решил попросить Татьяну Дмитриевну написать воспоминания. Ей уже за 80, но она бодра и энергична. И прежде, чем я успел попросить ее, она сама предложила написать. Поэтому я пока откладываю более подробный рассказ о дружбе Веры Августовны и Татьяны Дмитриевны. Надеюсь, что эти воспоминания будут написаны.

документальный фильм о Вере Августовне

             В 2007 году в своем блоге в LiveJournal.com Александр Григорьевич Раппопорт, новосибирский кинодокументалист и киножурналист, рассказал о Вере Августовне Лотар-Шевченко и вызвал поток комментариев и дополнений к ее биографии. Именно тогда откликнулся Георгий Георгиевич Угодников. Тогда же А.Г. сумел уточнить какой документальный фильм был сделан и кто его создавал. Оказалось, что фильм называется "Мы ещё будем жить настоящей жизнью" (Александр Григорьевич считает, что это цитата из В.А.Лотар-Шевченко, видимо из её писем кому-то). Длительность фильма - 8 частей, т.е. 80 минут. Автор сценария - Леонид  Абрамович Гуревич (1932 - 2000), режиссёр-оператор - Валерий Николаевич Клабуков, живущий сейчас в Германии.

Вера Августовна Лотар-Шевченко в 70-х

            В фильме многие друзья Веры Августовны рассказывают о ней. Есть там и рассказ Любочки. В фильме попала в кадр даже моя внучка Алиса, но, кажется, не могла и слова там вымолвить от робости, хотя хорошо знала Веру Августовну. Алисе, учившейся музыке очень нравилась манера исполнения Веры Августовны. Однажды услышав в ее исполнении Лунную сонату Бетховена, Алиса воскликнула: «Вот именно так я и хотела ее сыграть, а не так, как меня заставляла учительница музыки». Ее подружка, Эля Яновицкая (будущая скрипачка) тоже попала в фильм и была существенно разговорчивей, хотя Веру Августовну практически не знала.

           Фильм идет под музыку, которую исполняет сама Вера Августовна. Выход фильма прошел практически незамеченным, - это были дни путча ГКЧП в 1991 году. Фильм находится в Госфильмофонде. 

Л.Н. Качан – Жалеть себя, - какая ерунда!

            Любовь Николаевна Качан – близкий друг, Веры Августовны, начиная примерно с 1973 года и до самой ее кончины.

 

Любовь Николаевна Качан

 

Любовь Николаевна, уже живя в Америке, написала несколько коротких эссе под общим заглавием «Жалеть себя – какая ерунда...»,  часть из которых была опубликована в газете «Новое русское слово» в Нью-Йорке к столетию со дня рождения Веры Августовны. В более полном виде они были напечатаны в еженедельной газете «Диаспора» в Сакраменто в 2005 году. Я намерен опубликовать самый полный вариант этого эссе, потому что каждое из них представляет собой яркую зарисовку подлинной Веры Августовны, ее характера, ее трудной жизни, ее жизнелюбия и независимости, - все, что Любовь Николаевна увидела в последние 10 лет жизни Веры Августовны. .

Любовь Николаевна была инициатором и непременным участником ежегодных концертов в память о Вере Августовне в Музыкальном салоне Дома Ученых. Последний раз этот концерт прошел с ее участием в декабре 1991 года.   

 

последние годы жизни

  

            В конце семидесятых Вера Августовна часто болела. Она уже не работала. Ей помогали по дому, приносили продукты из магазина. Школьники ФМШ даже составили расписание, по которому они дежурили в ее квартире. Она старалась, как и раньше устраивать свои еженедельные концерты, послушать которые всегда приходили ее друзья и поклонники ее игры. Кирилл Алексеевич приводил по несколько фымышат и студентов университета. Часто они оставались на лестнице и слушали музыку через полуоткрытую дверь квартиры.

 

Кирилл Алексеевич Тимофеев в 70-е годы

 

 

Вера Августовна Лотар-Шевченко
в последние годы жизни

 

Все друзья Веры Августовны очень обрадовались, когда нашлась женщина, готовая постоянно находиться рядом. Мы с Любочкой знали Веронику, но, честно говоря, с трудом выносили ее присутствие. Она не обращала на это внимания, заходила к нам домой почти ежедневно, всегда была голодна и проявляла неприятную назойливость и непонимание нашей деликатной неприязни.

Вероника, которую все звали «Кошкина мать» за патологическую «любовь» к кошкам, узнав о состоянии Веры Августовны, начала сначала заходить и к ней, потом стала ухаживать за ней, прибиралась, готовила еду. Пожалуй, все это делалось с согласия Веры Августовны, потому что другого выхода у нее не было.

Вскоре Вероника переехала к ней жить, к счастью, без кошек. Мне тогда показалось, что друзья Веры Августовны вздохнули с облегчением, – все-таки рядом с ней постоянно находится человек.

Вероника же почувствовала себя в ее доме полной хозяйкой и стала не очень охотно принимать гостей.

У Вероники была комната в двухкомнатной квартире, и в этой комнате вместе с ней, а часто и с ее другом, весьма странной личностью, жило порядка тридцати голодных кошек. Вонь стояла невыносимая, и жильцы все время на нее жаловались. Вероника то работала, то не работала, и денег у нее не было. Так что своих кошек она часто неделями не кормила, и они буквально зверели от голода.  

записи исполнения Веры Августовны

             Когда Вера Августовна умерла, «кошкина мать» забрала себе все ее вещи и весь архив. Она рассчитывала, что ей оставят и ее квартиру, но эту двухкомнатную квартиру у нее забрали, предоставив однокомнатную, куда она и вывезла все вещи Веры Августовны. А друзьям в эти печальные минуты было неудобно настоять на полной инвентаризации имущества Веры Августовны. А надо бы сделать это, чтобы остались памятные вещи.

Только рояль «Беккер», некогда- купленный Ляпуновыми с помощью Веры Августовны, а потом, после смерти Алексея Андреевича, подаренный семьей Ляпуновых ей, Вера Августовна завещала Физматшколе, и он действительно находится там..

Записей самой Веры Августовны почти не осталось. Только в Нижнем Тагиле у Т.К. Гуськовой, как пишет корреспондент газеты Н. Дузенко, сохранилась гибкая пластинка из журнала «Кругозор». Чиновники 1970-х долго решали: можно ли фирме «Мелодия» записывать лагерницу с 58-й статьей? А потом стало поздно.

Впрочем, недавно Николай Гладких сообщил мне, что у Кирилла Алексеевича он видел пластинку с записью ее исполнения. Значит, все же ее записали? Кирилл Алексеевич, показывая пластинку, говорил: «Раритет»

Мне обещали прислать телефон дочери Кирилла Алексеевича, которая живет в Академгородке и работает в Университете. Попробую позвонить ей. А вдруг пластинка найдется? Я также втайне надеюсь, что Кирилл Алексеевич оставил какие-нибудь записи о Вере Августовне.

Кирилл Алексеевич Тимофеев в глубокой старости






Продолжение следует
Tags: Академгородок, Лотар-Шевченко
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments